Мы всерьез убеждены, что обманывают при трудоустройстве только наивных, недоучившихся простаков, которые, открыв рот, слушают, как им вешают лапшу на уши, и не имеют понятия ни о том, как должен правильно составляться трудовой договор, ни о процедуре приема на работу. Уж мы-то, люди образованные, эту стандартную процедуру знаем назубок: собеседование в отделе кадров, интервью с будущим непосредственным начальником, на закуску – беседа с генеральным директором. Ну и конечно, тестовое задание. Это обязательно – иначе как работодатель быстро и наглядно сможет проверить уровень квалификации специалиста? Знание – великая сила. Да только и на каждого стреляного воробья своя горсть мякины всегда найдется.

Одна моя подруга – назовем ее Арина – калачик тертый, умняшечка, талантище, копирайтер с тремя образованиями и разнообразными тренингами, когда-то работала в международной рекламе, потом на несколько лет ушла на вольные хлеба – сотрудничала с разными агентствами и компаниями как свободный художник. Да видать, надоело – в последнее время снова стала искать постоянную работу. Объявила, по ее собственному признанию, конкурс на лучшего работодателя – выбирала наиболее привлекательные условия работы. Месяц обдумывала, потом решила откликнуться на самое заманчивое предложение от одного рекламного агентства, с которым, правда, до этого никогда не работала.

Прошла два собеседования: с директором по персоналу и с арт-директором Валерией Михайловной. Дамы, объединенные общей любовью к творческой профессии, проговорили два часа кряду. Арт-директор, внимательно рассмотрев объемное портфолио Арины, заверила, что возьмет ее на работу – необходимо лишь как следует подготовить ее рабочее место: поставить стол, новый компьютер. Был определен размер зарплаты, должностные обязанности и срок начала работы – ровно через неделю. Копирайтер дала свое согласие и уехала, мило раскланявшись с будущей коллегой. Арина, отказавшись от других предложений и полная радостных ожиданий, стала ждать следующей недели.

Через два дня к вечеру на электронную почту Арины пришло письмо от Валерии Михайловны, в котором, помимо проекта трудового договора с новым сотрудником с указанием уже оговоренных условий, содержалось следующее: «Я переговорила с генеральным директором, он не возражает, но, согласно его пожеланию, – хочу предложить вам сделать небольшой тестовый копирайт в рамках нашего текущего проекта. Задание в приложенном к письму файле. Текст необходимо подготовить до завтрашнего утра». Вот так новости! Арина позвонила в агентство, но офисный телефон молчал. Очевидно, персонал уже ушел домой. На часах было семь вечера. Исполнительная Арина задумалась – и села за выполнение задания.

Тест был интересным, но небольшим его никак нельзя было назвать. Тем не менее, часам к двум ночи задание было выполнено. Арина отправила его в агентство вместе с письмом: «Уважаемая Валерия Михайловна! Несмотря на то, что у нас с вами не было договоренности относительно тестового задания, я все же решила пойти вам навстречу. Я понимаю, это горящая работа, которая не может быть отложена до следующей недели, когда я буду официально трудоустроена».

В пятницу вечером Арина получила новое письмо, отправленное на этот раз с корпоративного адреса агентства: «Добрый день, уважаемый соискатель! К сожалению, по результатам присланного вами теста мы не готовы предложить вам должность штатного копирайтера. Желаем удачи в поисках работы».

Первой, конечно, была мысль об ошибке. Позвонив в понедельник утром Валерии Михайловне, она услышала равнодушное: «Ваш стиль не соответствует нашей специфике». – Да что за чушь! Вы же внимательно посмотрели мое портфолио, оно состоит из сотен работ разных жанров. Зачем нужно было давать мне тестовое задание после того, как вы заверили меня, что я буду обязательно принята на работу? Это же форменный обман!» – «Нет, это стандартная практика работы нашего агентства».

Похоже, в последнем утверждении дама оказалась права. Это стандартная и многомесячная практика расчетливого надувательства с целью получить бесплатную качественную работу и свежие идеи от жаждущего хорошей работы соискателя. Ведь объявление агентства о вакансии копирайтера, как говорит моя знакомая, до сих пор висит на сайте в Интернете.

В общем, по выражению Арины, развели ее, как школьницу. Но едва ли одну только обманутую Арину в подобной ситуации можно назвать образчиком наивности и беспечности. Кому из нас, братья по разуму, тертые калачи, крученые перцы, хитроумные одиссеи, не приходилось хотя бы раз в жизни делать благотворительные переводы с иностранных языков, набирать километры неоплаченных текстов с различных носителей, разбирать «в виде примера из жизни» реальные юридические каверзы, «на халяву» сканировать и проводить фотокоррекцию огромного количества фотографий, бесплатно редактировать статьи или даже радостно писать тестовые коммерческие предложения и многостраничные маркетинговые планы? Мне, к примеру, делать подобное доводилось. Пора, наконец, прекратить относиться к тестовым заданиям как к нормальной практике трудоустройства – лучше подумать и проанализировать. Ведь сомневаться соискателю не возбраняется точно так же, как и работодателю – а вдруг очередная Валерия Михайловна снова вышла на охоту за бесплатной рабочей силой.

Памятка соискателю!

Каким должно быть настоящее тестовое задание:
1. Его выполнение отнимает у специалиста не более часа.
2. Оно в основном выполняется в офисе в режиме собеседования.
3. Это проверочный, стандартный для всех соискателей фрагмент, а не полноценная многостраничная работа, требующая специальной подготовки.
4. Оно не связано с текущими, актуальными для работодателя проектами.
5. О его необходимости соискателю сообщают заранее, на собеседовании.