Экономический кризис активизировал деятельность компаний, которые пытаются нажиться на людях, волею судеб оставшихся без работы. Дельцы умело используют отчаяние кандидатов, их желание скорее трудоустроиться и предлагают им «спасательный круг», который в конечном счете оказывается «камнем на шее». На прошлой неделе в магазине книжной сети «Буквоед» на площади Восстания состоялся круглый стол на тему, как обезопасить себя от мошенников при поиске работы. Послушать выступления экспертов и задать свои вопросы могли все желающие.

Ведущий менеджер по работе с ключевыми клиентами компании HeadHunter Елена ЗЕЛЬДИНА выделила несколько видов мошенничества, распространенных сегодня на рынке труда.

Первый из них – это  просьба горе-работодателя оплатить услуги по трудоустройству. Объявление о вакансии в этом случае может выглядеть примерно следующим образом: «крупная компания приглашает активных сотрудников, оплата $2000, свободный график, подробности на собеседовании».

В телефонной беседе вам предложат приехать и заплатить за информацию о компании, якобы ждущей чуть ли не завтра только вас и никого больше. Вы будете звонить, но в результате вам или никто не ответит, или окажется, что вакансия занята. На самом же деле ни организации, ни вакансии попросту не существует. Цель мошенников достигнута, деньги получены.

Когда вы придете в горе-агентство за своими кровными, вам покажут договор «о 5 листах» с автографом, который вы на радостях поставили накануне. В этом документе убористым кеглем напечатано, что оказана «информационная услуга», причем без гарантии трудоустройства… Естественно, деньги вам уже никто не вернет…

Елена Зельдина посоветовала при виде подозрительного объявления с чересчур привлекательными условиями задуматься, за что работодатель готов платить внушительную заработную плату при свободном графике или за труд, не требующий слишком высокой квалификации, почему не указано ни названия компании, ни даже должности, на которую набираются сотрудники. Ну и, конечно, никогда не платить за услуги по трудоустройству.

Впрочем, за объявлениями с общими формулировками может стоять сетевой маркетинг, последний не обязательно связан с обманом. «Этого рода бизнесом занимаются такие известные компании, как «Эйвон», «Орифлейм» и др., проблема лишь в том, насколько вам лично подходит такая работа и готовы ли вы вкладывать деньги в стартовый набор и приводить клиентов в компанию», – сказала Елена Зельдина.

Еще один способ обмана может быть связан с социальными сетями, в последнее время получившими широкое распространение. По словам Елены Зельдиной, со многими из своих «друзей» «В Контакте» и в «Одноклассниках» мы даже никогда не виделись. Схема такая: вы получаете от своего «друга» предложение о работе и, естественно, рассчитываете, что вас не обманут. Приходите в компанию, вас принимают, дают задание, вы его выполняете, но денег не получаете – вам сообщают, что вы сделали работу якобы некачественно.

Кстати, с таким же видом обмана можно столкнуться не только в виртуальных сетях, но и в реальном мире: без оформления берут на испытательный срок, а в итоге вы узнаете, что сделали все не то и не так.

Наконец, третий вид обмана связан с надомной работой. Вам также предлагают баснословные деньги за сборку шариковых ручек, изготовление магнитов на холодильник, выращивание грибов и т. п., но сначала просят внести залог за расходные материалы. Когда вы приносите плоды своего труда в надежде получить деньги, вашу работу не принимают, приводя массу самых разнообразных доводов…

Менеджер группы подбора персонала компании «Дикси» Александра РОМБАЧЕВА рассказала о незаконных требованиях компаний к кандидатам. Среди них она назвала просьбу работодателя предоставить сведения о ваших доходах, подтвержденные документально: счета в банке, копии сберегательных книжек и т. д. Неправомерен также отказ в приеме на работу, мотивированный «неподходящим» возрастом или полом, а также из-за наличия (хоть и погашенной) судимости.

Александра Ромбачева также посоветовала внимательно читать объявления о вакансиях и откликаться на те из них, в которых предоставлена максимально конкретная информация: полное название компании, список вакансий и четкие требования к кандидатам, условия оплаты, точные координаты и контактное лицо, которое может дать дополнительную информацию. «Не стесняйтесь задавать вопросы работодателю, это ваше право, открытая и честная компания, которая дорожит своей репутацией, всегда на них ответит. Ну а если нет, наверное, стоит задуматься, идти ли работать в такую организацию», – добавила представитель «Дикси».

Репутацию добропорядочных кадровых агентств отстаивала старший менеджер по работе с клиентами рекрутинговой компании  Kelly Services Наталья СВЕТЛОВА. Она подчеркнула, что услуги рекрутинговых фирм оплачивает исключительно работодатель, а вот с соискателями в таких компаниях работают бесплатно. «Не стоит сразу отсекать поиск работы через агентство. Для начала соберите о нем информацию, почитайте отзывы на форумах и в блогах. Помните, что профессиональная рекрутинговая компания может стать вашим реальным помощником в трудоустройстве».