Как не попасться в руки мошенников при трудоустройстве? Как не стать жертвой так называемых «коммерческих бирж труда», которые берут с соискателей деньги за не оказанные услуги? Об этом мы беседовали с начальником отдела по борьбе с экономической преступностью УВД Центрального района Валерием Николаевичем ТАТАРОВЫМ.
– «Вакансия» уже не раз писала о том, как доверчивые соискатели попадаются на удочку людей, называющих себя «рекрутерами». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, как обычно действуют мошенники, прикрывающиеся вывеской «коммерческая биржа труда»?
– Допустим, соискатель читает объявление в газете: «Требуются охранники – зарплата 19 тысяч рублей». Его чрезвычайно привлекает это объявление. На самом деле, текст может быть другой – охранников я привел в качестве примера. Дальше человек приходит в фирму, где ему говорят: «Да, мы биржа труда, у нас есть для вас вакансия, только нужно, чтобы вы внесли залог за то, что действительно на нее претендуете». Человек платит сотруднику фирмы от 3 до 20 тысяч рублей. Дальше ему говорят: «Ждите, завтра с 15 до 17 вам позвонят – пойдете трудиться». Однако никто ему больше не звонит, и никакой работы он не получает. В лучшем случае ему дают несколько номеров телефонов, где якобы его могут трудоустроить, а на самом деле по этим номерам никто сотрудников не ищет.
– Но ведь это мошенничество чистой воды!
– Да, но доказать это очень сложно, потому что соискатель собственноручно подписывает договора на эту сумму, на них пробиваются чеки. В каждом договоре сказано, что соискателю оказываются некие «информационно-консультационные услуги». А оказаны они или не оказаны – вопрос спорный. В каждом договоре есть фраза, что «соискатель удовлетворен качеством услуг и претензий не имеет», а также что «фирма не несет ответственности за взаимоотношения соискателя и работодателя», так что формально придраться не к чему.
– А зачем же соискатели подписывают договора, где им предлагают мифические услуги?
– В том то и беда, что соискатели эти договора подписывают не читая. Они верят мошенникам, потому что считают, что в красивом офисе на Невском проспекте их никто не посмеет обмануть. Между тем, именно там чаще всего и обманывают.
– Удалось ли кому-нибудь из пострадавших вернуть свои деньги?
– Пока мне об этом неизвестно – вернуть деньги может только суд. Сейчас возбуждено несколько уголовных дел по фактам мошенничества – статья 159, часть 2. Мне представляется, что вернуть деньги кому-то из пострадавших будет крайне сложно, потому что все эти фирмы уже перестали существовать.
– А куда же смотрит государство? Кто допустил, что фирмы безнаказанно обманывают людей?
– Дело в том, что правоохранительные органы следят за соблюдением закона, а формально эти «биржи труда» закона не нарушают. Они исправно платят аренду, у них стоит кассовый аппарат, лицензию на ведение этой деятельности им получать не нужно. Мы, сотрудники отдела по борьбе с экономической преступностью, приходим в их офис только по заявлению граждан. Но в офисе чаще всего нет ни учредителей, ни генерального директора, а есть исполнители, которые ни за что не отвечают. Сейчас мы регулярно проводим профилактические рейды и в предусмотренных законом случаях изымаем для проверки компьютеры, другую оргтехнику, но пока результаты неутешительные: не проходит и дня без заявлений от пострадавших граждан.
– Как устроены эти фирмы?
– Это так называемые фирмы-«однодневки». Их оборот – примерно 300 тысяч рублей в месяц. Они существуют несколько месяцев. Потом закрываются. В фирме работают исполнители, секретари, иногда охранник. Все сотрудники фирмы получают процент с каждого заключенного ими договора и поэтому готовы к тому, чтобы нагло врать соискателям, грубить им – они запросто могут обхамить, к примеру, стариков. Между тем ответной грубости в свой адрес они не допускают: были случаи, когда разгоряченный, обманутый соискатель начинал бурно выражать свои эмоции – так они сразу вызывали милицию по факту «хулиганства».
– Кто организаторы этого бизнеса?
– Нам ни разу не удавалось выйти на истинных устроителей этого мошенничества. Мы выезжали по адресам генеральных директоров этих фирм, но они по указанным в учредительных документах квартирах не проживают. У меня есть ощущение, что эти, так называемые «биржи труда» – разновидность уличного лохотрона.
Ни одна из этих фирм реально не пыталась трудоустроить граждан. У них никогда нет никаких договоров с потенциальными работодателями. А все номера телефонов, которые они дают гражданам – это то, что они и сами берут из тех же газет.
– В нашем издании действует обязательное правило: если объявление опубликовано биржей труда, то об этом должно быть прямо указано в объявлении. Что бы вы порекомендовали гражданам, которые собираются трудоустраиваться с помощью «коммерческих бирж труда», которые требуют деньги с соискателей за трудоустройство?
– Во-первых, прийти в отдел по борьбе с экономической преступностью и хотя бы посоветоваться, стоит ли платить деньги. Во-вторых, если вы решили трудоустраиваться через платную биржу труда, то добиваться, чтобы в подписанных договорах было черным по белому написано, за что реально вы платите деньги – например, за то, что вам предоставляют работу.
– Говорят, что искоренить этот вид мошенничества невозможно и что устроители, закрыв одну так называемую «биржу», тут же открывают другую, и продолжают обманывать граждан, только уже в другом офисе и под другой вывеской…
– Мошенники пользуются, во-первых, несовершенством нашего законодательства, а во-вторых, излишней доверчивостью граждан. Думаю, что надо вести среди граждан разъяснительную работу и втолковывать, что платить за трудоустройство они не должны.