Какие только загадочные профессии не предлагают сегодня освоить нашим милым соотечественницам фирмы по трудоустройству за рубежом! Попробуйте, например, догадаться на слух, что для вас будет финансово выгоднее и интереснее: поработать в осеннюю декаду «киагивером» в Канаде, в зимний сезон – «белл-рингером» в Великобритании или махнуть на все лето на «консумацию» в Испанию? Даже если вы настроены оптимистически и убеждены в том, что все в жизни надо попробовать, наш вам совет: во избежание беды, перед тем, как паковать чемоданы узнайте поточнее, чем вам предстоит заниматься в дальнем и не всегда ласковом зарубежье.
Свою печальную историю временного трудоустройства за границей мне поведала дочь моих хороших знакомых красавица Вика, студентка столичного гуманитарного вуза. Ее рассказ передаю, что называется, без купюр.
- Что значит, зачем я поехала в Испанию? Надоело унылое безденежье: стипендии не хватает даже на три дня. А где, по-вашему, можно студентке искать подработку на лето за нормальные деньги? В «Макдоналдсе» что ли? Нашла в Интернете координаты компании, предоставляющей работу в Европе. Стран в рекламе указывалось много, но больше всего мне захотелось снова оказаться в Испании. Испанский язык – мой второй иностранный в универе. Честно говоря, привлекла возможность отдыхать все лето в стране моей мечты и при этом еще заработать. Единственная проблема, которая выяснилась уже во время беседы с менеджером агентства: в Испании очень ограничен выбор предлагаемых профессий. Социальные служащие, сиделки, обслуживающий персонал гостиницы – все это выглядело очень кисло. Поинтересовалась: «А есть что-нибудь связанное с танцами? Может быть, аниматоры, танцовщицы? Я пять лет танцевала в шоу-балете». – «Попробую найти для вас к завтрашнему дню что-нибудь подходящее» - менеджерша была просто сама любезность. Но утром следующего дня мне на мобильный позвонила не она, а вежливый мужчина с приятным голосом: «У нас есть одна интересная вакансия от одного ресторатора из Барселоны (О! Барселона!) – ему нужна девушка вашей внешности на консумацию. Зарплата $2500. Оформление полностью берет на себя наша компания. Вам остается оплатить $1200. Треть суммы требуется внести перед заключением контракта, еще треть - при получении визы и билета. Остальные деньги нужно отдать представителю компании за рубежом».
– Да, но я даже не представляю, что такое консумация. Это что-то вроде танцора-аниматора?
– Не совсем. Это скорее эксклюзивный представитель заведения, почти хозяйка дома – ее обязанность встретить, занять увлекательной беседой гостей-туристов в ресторане отеля или в баре, предложить напитки.
– Понятно. И за это действительно платят такие деньги?
– Не сомневайтесь.
Пообещав дать ответ завтра, я целый вечер провела в Интернете, но толком ничего выяснить не удалось. Только на одном женском форуме участница под именем Megera загадочно обратилась год назад к лицу с «ником» Pussy cat: «Если ты втюрилась, оправляйся консумантить в прежний кабак». И ответ «кошечки»: «У Жоры перестали платить». Что-то не очень похоже на разговор «эксклюзивных представителей заведения». Но тихие, густые и пряные вечера Барселоны пересилили все сомнения – утром я дала согласие, заняла у нашей универовской гламурной «Оксаны Робски» полторы «штуки» под свой проект, через две недели получила в агентстве испанскую визу и, нагло соврав родителям про то, что уезжаю на все лето в Крым к Катькиной родне – вылетела в Барселону навстречу приключениям – или, пожалуй, как говорили в старинных романах, злоключениям.
Испанский ресторатор, который оказался маслянистым, пухлогубым человечком, с порога объяснил мне условия игры: «Сеньорита – очень красивая. И она блонди – очень-очень хорошо. Каждый важный сеньор мое заведение любить говорить сеньорита - и он много с ней пить коньяк, шампань, виски. Чем он дороже пить – сеньорита больше получать деньги. Сеньоритта не надо пить, надо улыбаться, надо любить глазами. Если сеньорита спать гость мое заведение – и Артуро узнать это – контракт рвать и сеньорита не платить. Никто больше Барселона сеньорита не платить – сдавать полиция проститутка. Сеньорита будет жить квартира мой честный жена, Артуро будет платить сеньорита 40 000 песет месяц (как потом выяснилось, около $300), надо платить жилье – 10 000 песет. Каждая бутылка выпивка – сеньорита получать десять персент. Сеньорита брать бармен жетон заведения – Артуро утром платить по счет». Так я узнала, что благородное испанское consumicion означает, как ни крути, «развод на деньги». Защипало в носу от обиды и унижения. Но бежать, плакать, звать маму, жаловаться на несовершенство жизни, честно говоря, не захотелось. И, поклявшись себе в конце лета добраться до вежливых вороватых физиономий моих трудоустроителей, я больше воленс, чем неволенс стала консуманткой. Ну что ж, все в жизни надо попробовать.
Бары в Барселоне в основном ночные, в том числе и тот, который стал на время моим рабочим местом. В сиесту на улицах только туристы-транзитники. В семь вечера заведения начинают заполняться. Не все консумантки – бойцы невидимого фронта, есть открытая консумация, когда клиент сознательно платит за общение с женщиной. Но лично я работала просто «завсегдатаем» заведения. С одного испанца много не заработаешь, дорогой заказ – чаще бутылка дорогого шампанского - идет при знакомстве в начале беседы, а потом – душевный разговор «на сухую». Выручают «руссо туристо», которые принципиально пьют все самое дорогое – коньяки, абсент, виски. Набираешь жетонов до 200 евро за вечер, неустанно выливая в ведерки из-под шампанского и горшки с цветами содержимое бокалов – иначе, как это было со мной в первый вечер, «снесет крышу». Но в то же время это один из рисков. Если клиент твои манипуляции заметит, вполне может отказаться платить. Тогда это повесят на тебя, и если это коньяк за 1000 евро – мало не покажется. И это случалось в моей трудовой испанской жизни.
О чем приходилось говорить? Да обо всем понемногу – такая чудесная языковая практика и во сне не приснится. Зато теперь у меня испанский – свободный. Если у русских принято плакаться женщине в жилетку, часами рассказывая, какая сволочь у него начальник и как его жена не понимает, то испанцы обожают поговорить о своем городе, рассказать что-то интересное, расспрашивают тебя о твоей жизни. Некоторые, если даже точно знают, чем ты занимаешься, все равно пытаются ухаживать. Это очень темпераментные люди. Иногда участвовала просто в театральных сценах: я сижу в гордой и неприступной позе Кармен - он начинает петь, декламировать, встает передо мной на одно колено – и все это искренне, от души. Да и с меня не убудет – ведь каждая женщина немного консумантка. Нет, что ни говори, Барселона – это рай на земле, я теперь это точно знаю. Правда, денег, обещанных агентством, я так и не увидела. Консумация - это бизнес, в котором расходы порой больше, чем доход. Заработанного едва хватило на билеты на обратную дорогу и возврат долга. «Скажи спасибо», - сказала мне наша «Оксана Робски», когда я возвращала ей занятую сумму, что они тебя, пообещав работу прима-балерины, не отправили прямиком в турецкий бордель.
Но нет худа без добра. Я вернулась домой загорелая как головешка, упрямая как танк – и полна решимости с помощью знакомых отца закатать эту трудоустроительную контору под асфальт – чтоб другим неповадно было.